иконка адрес

проспект Мира, 28

иконка часы

24/7

иконка телефона
Наши гарантии
замок
Анонимность
Не ставим на учет и сохраняем конфеденциальность клиента на всех процедурах. В том числе при выезде на дом.
палец вверх
Мотивация
Специалисты клиники знают как грамотно, без психологического или физического давления, получить согласие на выздоровление
сердечко
Результат
Гарантируем выздоровление при выполнении всех рекомендаций полного курса реабилитации
Цены на услуги
Лечение педагогической запущенности
от 3500 ₽
Лечение педагогической запущенности на дому
от 4600 ₽
Консультация психиатра по лечению педагогической запущенности
от 4500 ₽
Амбулаторное лечение педагогической запущенности
от 3700 ₽

Педагогическая запущенность (ПЗ) – патологическое состояние ребенка (подростка), характеризуется отклонениями в поведении, обучении, воспитании, по сравнению с возрастными нормами. Если вы заметили нежелательные особенности в развитии ребенка, покажите его опытному детскому психологу из клиники «Нарколог-Психиатр». Специалист скорректирует отклонения, задаст правильный курс на взросление. Позвоните для получения бесплатной консультации 8 (800) 302-48-86.

Причины педагогической запущенности

Отклонения возникают из-за недостаточности, неправильности воспитательного воздействия со стороны родителей, педагогов, других взрослых. Невнимание к детским потребностям провоцирует серьезные последствия для психического, физического здоровья, социальной адаптации, самореализации.

Причины ПЗ разнообразны, но в основе лежат факторы семейного, образовательного характера. Среди наиболее распространенных психологи выделяют:

  • неблагоприятные условия жизни: бедность, алкоголизм, наркомания, насилие, развод, смерть, отсутствие одного из родителей;
  • неправильный стиль воспитания юного поколения: гиперопека, безразличие, излишняя строгость, слабость, избалованность, унижение, непоследовательность, противоречивость требований, поощрений;
  • ошибки в обучении: отсутствие учета индивидуальных особенностей, потребностей, невнимание, игнорирование успехов, проблем школьника, перегрузка, недостаток заданий, материалов, формализм, скучный учебный процесс.

Большое влияние оказывает негативное влияние сверстников, окружающей среды: давление группы, одиночество, конфликты, изоляция, подражание асоциальным моделям поведения, отказ от общения.

Классификация педагогической запущенности

Существует несколько видов педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая – отставание в физическом развитии, плохое здоровье малыша из-за неправильного питания, ухода, гигиены, профилактики заболеваний. Такие дети часто болеют, имеют хронические заболевания.
  2. Нравственно-педагогическая – нарушение морального сознания, поведения ребенка дошкольного, младшего школьного возраста из-за отсутствия, искажения нравственных ценностей, правил, норм общества. Такие индивиды не уважают себя, других, не контролируют эмоции, поступки, не отвечают за свои действия, последствия, допускают аморальные, противоправные поступки.
  3. Интеллектуально-педагогическая – нарушение познавательного развития, обучения из-за некачественности образовательного процесса. Ученики имеют низкий уровень интеллекта, знаний, умений, навыков, не могут адекватно мыслить, изучать предмет, решать задачи, самостоятельно учиться.
  4. Нравственно-трудовая – недостаточное трудовое воспитание ввиду неправильности воздействия. Дети не интересуются трудом, не знают его ценности, не понимают смысла, не умеют работать в здоровом коллективе, самостоятельно, не развивают способности.

Грустный мальчик сидит за столом с множеством книгСуществует еще социально-педагогическая запущенность (СПЗ), связанная с нарушением социального развития, адаптации ребенка. Отклонение характеризуется:

  • хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы;
  • сопротивлением педагогическим воздействиям;
  • дерзостью с учителями;
  • негативным отношением к учебе;
  • социальной дезадаптацией;
  • различными асоциальными проявлениями.

Дефект возникает из-за недостаточности, неправильности социального воспитания ребенка со стороны родителей, педагогов. Его динамика может вызывать личностную деградацию, психические расстройства, соматические заболевания, способствовать преступности, наркомании. СПЗ требует комплексной коррекции с участием психологов, педагогов, социальных работников, медиков.

Признаки педагогической запущенности

Патология имеет различные признаки в зависимости от вида запущенности, возраста ребенка. Самые распространенные признаки:

  • физические: неопрятный внешний вид, недостаточный (избыточный) вес, плохое состояние кожи, волос, зубов, ногтей, одежды, обуви, наличие вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), хронические заболевания, травмы;
  • психические: инфантилизм, эмоциональная неустойчивость, агрессивность (пассивность), конфликтность, замкнутость, низкая самооценка, самонадеянность, апатия, гиперактивность, депрессия, мания;
  • познавательные: отставание в развитии мышления, памяти, внимания, речи, воображения, неспособность к абстрактному мышлению, логике, слабая ориентация в пространстве, времени, низкий уровень знаний по разным предметам, необразованность и неразвитость;
  • социальные: неумение общаться с людьми разного возраста, статуса;
  • нравственные: несоблюдение правил, норм общества, неуважение к себе, другим, нечестность, ложь, воровство, хулиганство, насилие, отсутствие ответственности, долга, совести;
  • трудовые: неинтерес к труду, лень, безделье, неспособность к самоорганизации, планированию, неумение работать в команде и самостоятельно, низкие качество, продуктивность труда, отсутствие профессиональных навыков.
Наши акции
Этапы оказания помощи
телефон
Получение заявки
документ
Сбор анамнеза
машина скорой помощи
Выезд врача
рука с деньгами
Оплата лечения
Медицинский символ
Оказание помощи
Гарнитура
Контроль качества
врач со стетоскопом
Запишитесь на консультацию
Наши специалисты ответят на ваши вопросы

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

Осложнения и диагностика педагогической запущенности

Проблема способна привести к возникновению определенных осложнений для самого ребенка, его окружения. По мнению врачей, наиболее серьезные отрицательные последствия:

  • психические расстройства: неврозы, депрессии, фобии, психозы, суицидальные наклонности;
  • соматические заболевания: гастриты, язвы, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания;
  • социальная дезадаптация: безработица, бедность, бездомность, преступность, наркомания;
  • личностная деградация: потеря целей, смысла жизни, утрата интересов, увлечений, разрушение семьи, дружбы.

Диагностика проводится комплексно с участием психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Специалисты используют различные методы:

  • наблюдение за поведением пациента в разных ситуациях;
  • беседы с ребенком, родителями, педагогами, сверстниками;
  • тестирование интеллекта, памяти, внимания, других психических функций;

Согласно исследованиям эффективны проективные методики для выявления внутреннего мира (рисунки, рассказы), опросники для определения личностных особенностей (акцентуации характера).

Лечение педагогической запущенности

Подросток на приеме у врачаТерапия заключается в психолого-педагогической коррекции. Ее целью являются:

  • устранение причин, последствий запущенности;
  • развитие потенциала;
  • формирование личности, социальных навыков.

Коррекция включает комплекс мер.

Психотерапия

Методика направлена на улучшение самооценки, самоконтроля, саморегуляции, эмоциональной стабилизации, разрешения конфликтов. Среди наиболее распространенных видов психотерапии выделяются:

  • индивидуальная, групповая;
  • психоаналитическая – выявление, коррекция неосознанных конфликтов, травм, комплексов, влияющих на поведение пациента;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия – коррекция негативных убеждений, мыслей и эмоций, приводящих к дисфункциональному поведению;
  • гештальт-терапия – развитие осознанности, ответственности за свои действия, их последствия, установление контакта с собой, окружающими;
  • игровая – использование игры как средства выражения, решения проблем, развития творчества, фантазии;
  • педагогическая – коррекционно-развивающие занятия по разным предметам, направленные на улучшение познавательных способностей, знаний, навыков, развитие интересов, творческих способностей;
  • социальная – улучшение условий жизни, воспитания, поддержка, консультирование родителей, вовлечение ребенка в полезную деятельность, общение с положительными сверстниками, взрослыми;
  • медицинская – лечение соматических заболеваний, психических расстройств (при необходимости) с помощью медикаментозных, альтернативных методов (физиотерапия, массаж, ароматерапия).

Медикаментозная терапия

Фармпрепараты при педагогической запущенности не являются основным методом лечения, а применяются в случаях сопутствующих неврологических, психических отклонений, требующих коррекции. Лекарственная терапия направлена на устранение симптомов: тревожность, депрессию, агрессивность, гиперактивность. В зависимости от диагноза, индивидуальных особенностей пациента назначаются антидепрессанты, ноотропы, седативные, нейролептики. Лекарственное лечение проводится под контролем врача, в сочетании с психотерапией, психолого-педагогической работой.

Коррекция педагогической запущенности должна быть комплексной, длительной, последовательной. Она проводится с учетом возраста, пола, характера, степени запущенности ребенка. Ее этапы согласуются с родителями, педагогами. Цель ее – не только исправление недостатков, но и развитие достоинств. Наша клиника также можем помочь Вам с посттравматическим стрессовым расстройством у детей.

Запишитесь на консультацию
Наши специалисты помогут вам с любым вопросом

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

врач со стетоскопом
5 60
Отзывы

Список литературы

  • Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью. КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
  • Чернов И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 770-7721
  • Джексон Н. Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 256 с.
  • Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М.: АСТ, 2017. 320 с.
  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. М.: Альпина Паблишер, 2018. 368 с.
  • Уокер Т. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире. М.: Эксмо, 2018. 256 с.
  • ЛеФевер Л. Искусство объяснять. М.: Альпина Паблишер, 2019. 240 с.
  • Борисова Е. В., Горбачева Е. В., Степанова Е. В., Шевцова Е. В., Шишкина О. В., Шульгина Н. В., Яковлева Н. В., Яковлева О. В., Яковлева Т. В. Проблемы социализации детей и подростков с педагогической запущенностью // Социальная педагогика: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (город Санкт-Петербург, 29 мая 2020 г.). СПб.: РООИПКиПРО, 2020. С. 10-14.
  • Педагогическая запущенность у детей - причины, виды, профилактика, коррекция педагогической запущенности [Электронный ресурс] // Неаполь - логопедический центр в Санкт-Петербурге: сайт / Неаполь - логопедический центр в Санкт-Петербурге; [редактор Евгения Белоусова]. - Электронные текстовые данные (1 файл). - Санкт-Петербург: Неаполь - логопедический центр в Санкт-Петербурге, 2021 (https://neapl.ru/diseases/narusheniya-razvitiya-vnimaniya-myshleniya-pamyati/pedagogicheskaya-zapushchennost/).
  • Книги по педагогике: подборка лучшей литературы в помощь учителю 11 книг Личная эффективность Познавательная литература Поделиться Добавить в избранное Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире Тимоти Уокер 4.3 Премиум
  • ЛеФевер Л. Искусство объяснять. М.: Альпина Паблишер, 2019. 240 с.
Расчитать стоимость лечения
Возраст
Пол
Как часто употребляет алкоголь?
Хронические заболевания
Бывают ли запои?
Были ли попытки вылечиться ранее или случаи раскодирования?
Согласен ли пациент на оказание помощи?
Телефон
Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Как понять, что ребенок педагогически запущен?

    Следует обратить внимание на поведение, учебу, общение, развитие. Среди признаков педагогической запущенности можно выделить: отставание в интеллектуальном развитии, низкий уровень знаний и умений, скука на уроках. Имеются нарушения в эмоциональной сфере, нестабильность настроения, агрессивность, депрессия. Наблюдаются недостаток навыков самообслуживания, гигиены, труда, низкая самооценка, самолюбие, конфликтность. Ребенок демонстрирует невоспитанность, несоблюдение норм и правил поведения, аморальные поступки. У него наблюдаются трудности в общении с родителями, педагогами, сверстниками, он выбирает социальную изоляцию. Если вы заметили у ребенка такие признаки, необходимо обратиться к специалистам для диагностики и коррекции педагогической запущенности.

  • Чем характеризуется педагогическая запущенность?

    Отклонение характеризуется нарушением развития ребенка, обусловленным недостаточностью или неправильностью воспитания, обучения. Запущенность проявляется в девиантном поведении, ухудшении учебной активности, упадке нравственных ценностях, скудной эмоциональной сфере, плохой социальной адаптации ребенка. Педагогическая запущенность может иметь разную степень выраженности, разные виды в зависимости от преобладающих проблем ребенка. Она требует своевременной диагностики и коррекции с помощью психолого-педагогических методов.